Итоги Берлинского фестиваля: почему система cash rebate важна для Украины


08.03.2017 08:43:00



В феврале состоялся 67-й Берлинский международный кинофестиваль. Украинский документальный фильм «Школа №3», который рассказывает о детях из школы города Николаевка на Донбассе на фоне военных действий, получил гран-при в одной из конкурсных программ Берлинале. О главных итогах фестиваля и чего не хватает киноиндустрии на законодательном уровне, изданию «Грушевского,5» рассказала Виктория Ярмощук, директор медиаконсалтинговой компании Media Resources Management и исполнительный директор Украинской Киноассоциации.  

Снимок экрана 2017-03-08 в 09.00.46.png

Виктория, в рамках Берлинского кинофестиваля Украина была представлена отдельным стендом. Так ли это важно для нашей страны?

Безусловно, стенд — это своеобразное посольство Украины на крупнейшем кинематографическом событии Европы, потому что если у страны нет стенда на Берлинском кинорынке, это означает, что и киноиндустрии в стране нет.  

Для Украины очень важна победа на Берлинале. Поэтому главная особенность в том, что фильм «Школа №3» получил гран-при  программы Generation 14+. Мы рассказали о социально-важной украинской истории, которая важна для нас в мировом контексте и получили высокую оценку своей работе. Немаловажно и то, что теперь создатели фильма получат финансирование для новой ленты от Госкино.

В Берлине мы разговаривали с главой одного крупного европейского кинофонда, который сказал: «Когда вы делаете фильм, вы должны определиться, что хотите получить - деньги или Канны». То есть, на этапе создания кинопродукта нужно сразу обозначить для себя, что в приоритете: заработать на нем или собрать фестивальные награды. В Украине сейчас нужно построить киноиндустрию, чтобы производить зрительское кино для каждого человека. Компания MRM - первая украинская медиаконсалтинговая компания, предоставляющая комплексные услуги в области медиа и энтертеймента. Она работает на рынке с 2005 года, консультирует и обеспечивает практическую поддержку проектов во всех основных областях медиарынка (телевидение, кино, пресса, новые медиа, радио и т.д.), начиная от разработки идеи и проведения всех необходимых маркетинговых исследований, заканчивая сдачей проекта «под ключ», налаживанием сети дистрибуции, составлением вещательных концепций и выводом компании на международный рынок.

Что может дать Украина для продюсеров из других стран, чтобы заработать на развитие собственной киноиндустрии?

Прежде всего, должны быть законодательные изменения. К примеру, Берлин - это же не только фестиваль, это огромная бизнес-машина, которая позволяет продюсерам со всего мира создавать кино. На фестивале мы говорили о том, что все больше мировых стран предоставляют выгодные условия для съемок кино на своих территориях. Раньше голливудские фильмы ехали снимать, например, в Чехию или Венгрию, потому что там в принципе было дешевле снимать, и законодательство этих стран позволяло продюсерам возвращать часть потраченных денег. Сейчас же такой системой возврата денег могут похвастаться все европейские страны, и Германия в том числе.

Система  cash rebate - позволяет стране, на территории которой снят фильм, возвращать продюсерам часть потраченных на съемки денег при условии выполнения определенных условий, конечно же.  На фестивале мы обсуждали условия разных стран, и даже, казалось бы, далекая Колумбия предоставляет денежный возврат в размере 40% от потраченного в стране на товары и услуги, и 20% - на логистику. 

Как это система работает? Каким образом идет возврат денег?

Очень просто. Продюсер приезжает в конкретную страну, снимает фильм, тратит там деньги, потом сдает специальные отчеты. Часть денег, которую он потратил уходит на отдельный специальный фонд, с которого он потом и получает возврат.

Из ближайших соседей, например, нам составляет серьезную конкуренция Грузия. У них большие возвраты и хорошие условия для съемок. В своем докладе на фестивале они озвучили важное преимущество – кинокомпанию на территории Грузии можно открыть за 15 минут, что говорит о низком уровне бюрократии. Этот вопрос для нас очень актуален.

Дает ли какие-то преимущества победа на фестивале?

Конечно. Победа на фестивалях это репутационный капитал, но чтобы шли инвестиции нужны выгодные экономические условия. Также необходимо наличие хороших локаций, говорящего на английском языке обслуживающего персонала, но система cash rebate – это вообще самое важное преимущество.

Этот вопрос должен решаться на законодательном уровне, прежде всего нашим парламентом. Есть ли соответствующий законопроект в Верховной Раде?

Да, есть. Еще в прошлом году во втором чтении был принят  проект закона «О государственной поддержке кинематографии» №3081-д, который предусматривает внедрение системы cash rebate. Однако, Президент отправил его на доработку, где проект и находится по сей день. И пока наш Президент и  парламент трудятся над доработкой, в Сербии, Эстонии и Грузии, где соответствующие системы были введены в 2016 году, уже подвели итоги первого года их работы.

В Эстонии, предоставляющей продюсерам кино и телепроектов наличные возвраты в размере до 30% расходов на территории страны, бюджет программы в 2016 году составил €500 тыс. Рибейты получили два международных проекта, которые привлекли в сумме €1,5 млн. зарубежных инвестиций в страну, благодаря чему каждый евро, потраченный на поддержку проектов, обеспечил поступления €3,3 в местную киноиндустрию.

В Сербии, где на возвраты (до 20%) в бюджете было заложено €3,3 млн., по состоянию на конец 2016 года подтверждение поддержки на общую сумму €2,7 млн. получили девять проектов (шесть кинопроектов, два сериала и рекламный проект). Всего было подано 21 заявку. При этом общие расходы продюсеров на производство зарубежных и продукционных проектов на территории Сербии составили порядка €16 млн.

В Грузии рибейты (20-25%) получили продюсеры пяти кинопроектов, в том числе три индийских фильма. Правда, точных цифр грузинский киноцентр пока не опубликовал.

Литва ввела 20% рибейты в 2014 году, что способствовало привлечению зарубежных проектов, на производство которых на территории страны было потрачено порядка €21 млн. Так, в 2016 году 22 проекта получили рибейты на общую сумму €1,8 млн., при том, что их расходы в Литве составили порядка €9 млн.

Результаты очень впечатляют.

Безусловно! Стоит помнить,  что территория и население Украины вдвое больше, чем у Эстонии, Сербии, Грузии и Литвы вместе взятых. Украина попросту теряет деньги. Вот несколько примеров.

Более показательными являются результаты работы системы рибейтов (до 20%) в Хорватии, где она была внедрена в 2012 году. За пять лет в процессе производства 34 проектов на территории страны продюсеры потратили на приобретение продуктов и услуг местных компаний порядка €52,5 млн., получив в виде возвратов €10,1 млн. По данным Европейской аудиовизуальной обсерватории (ЕАО) в первый же год работы системы каждый вложенный правительством Хорватии евро окупился в виде поступления в госбюджет €1,07. В 2013 году показатель достиг €1,33 с каждого инвестированного, а в 2014-2015 гг. превысил €1,5.

В Чехии, где 20% рибейты начали предоставлять с 2010 года, по состоянию на конец 2016 года ими воспользовались порядка 190 проектов. Общая сумма средств, которые вернуло продюсерам правительство, достигло €93,6 млн., что свидетельствует о том, что на территории страны было потрачено не менее €468 млн. По оценкам Европейской аудиовизуальной обсерватории, внедрение системы рибейтов привело к увеличению количества работников, занятых в сфере производства аудиовизуального контента на 2060 человек ежегодно. Таким образом, за шесть лет работы программы было создано более 12 тыс. рабочих мест. При этом с каждого евро, который в Чехии выделяют на поддержку аудиовизуального сектора (имеются в виду как рибейты, так и гранты на производство и дистрибуцию) в бюджет возвращается €1,5-1,625.

По информации Национального фонда кинематографии Венгрии, являющейся популярной площадкой для съемок голливудских фильмов, каждый форинт, выделенный правительством на рибейты продюсерам кино и телепроектов, обеспечивает поступления в госбюджет 1,34 форинта. Стоит отметить, что система, предусматривающая возврат до 20% потраченных средств продюсерам аудиовизуального контента, здесь работает с 2004 года. За период 2010-2014 гг. на территории Венгрии на производство 1 250 фильмов, сериалов и других проектов, было потрачено в общей сложности €741,45 млн. С 2015 года размер рибейта увеличили до 25%.

За последний год, к счастью, ситуация в Украине стала также меняться. Власть услышала отечественную индустрию. Мы активно работаем с Министерством культуры, и надеюсь, что на следующем Берлинале Украина будет представляться также ярко как Грузия или Колумбия, а Киев - также как Берлин.

 

Текст: Наталия Павлова
Фото: пресс-служба компании MRM



Подписывайтесь на аккаунт Грушевского,5 в Twitter, Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о работе украинского и мировых парламентов.

Новости партнеров